Управление цифровым фотоаппаратом
Процесс съемки на первый взгляд кажется достаточно простым. Однако когда берешь в руки незнакомый фотоаппарат, и особенно если он не самой простейшей модели, в обилии кнопок и переключателей запросто можно запутаться. Эти кнопки и переключатели позволяют устанавливать множество разных режимов, которые можно условно разделить на следующие группы:
1.Режимы, управляющие выбором экспозиции;
1.1.Режим автоматической программной экспозиции («P»).
Этот режим позволяет фотоаппарату автоматически устанавливать значения выдержки и диафрагмы, и обеспечивает максимальную быстроту и легкость фотографирования. Этот режим подходит для большинства условий съемки. Все существующие цифровые фотоаппараты имеют этот режим съемки. Некоторые аппараты в этом режиме предоставляют возможность фотографу применять различные пары значений выдержка-диафрагма, из множества допустимых комбинаций для обеспечения требуемой экспозиции. Кроме этого, в этом режиме может применяться поправка экспозиции, которая будет для каждого снимка уменьшать или увеличивать экспозицию на заданную величину.
1.2. Режим приоритета выдержки («S»).
В этом режиме фотограф устанавливает требуемую выдержку, а автоматика фотоаппарата вычисляет соответствующее ей для требуемой экспозиции значение диафрагмы. В наиболее простых цифровых аппаратах этот режим съемки может отсутствовать. Этот режим удобен тогда, когда необходимо установить очень короткую выдержку, чтобы получить четкий снимок быстродвижущегося объекта, либо наоборот, когда необходимо установить более длинную выдержку, чтобы подчеркнуть быстроту движения объекта смазыванием его контуров. Кроме этого, в этом режиме может применяться поправка экспозиции, которая будет для каждого снимка уменьшать или увеличивать экспозицию на заданную величину.
1.3.Режим приоритета диафрагмы («A»).
В этом режиме фотограф устанавливает требуемую диафрагму, а автоматика фотоаппарата вычисляет соответствующее ей для требуемой экспозиции значение выдержки. В наиболее простых цифровых фотоаппаратах этот режим съемки может отсутствовать. Этот режим удобен тем, что позволяет, изменяя значение диафрагмы, управлять глубиной резкости. Это может быть необходимо при портретной съемке, когда нужно уменьшить глубину резкости, чтобы получить четкое изображение лица человека на нерезком фоне. Или наоборот, когда при съемке пейзажа или при макросъемке требуется максимально увеличить глубину резкости.
1.4.Режим ручного выбора экспозиции («M»).
В этом режиме фотограф может устанавливать вручную и выдержку и диафрагму. Автоматика фотоаппарата при этом все равно вычисляет необходимую экспозицию, но использует ее только для сравнения с установленной и индикации разницы между необходимой и установленной экспозицией. В некоторых аппаратах в этом режиме может быть также активизирован режим длительной выдержки, когда затвор остается открытым столько, сколько нажата кнопка спуска. Обычно, для активизации этого режима необходимо изменить соответствующий пункт в меню настроек аппарата.
1.5.Коррекция экспозиции.
При необходимости, экспозицию для каждого снимка можно увеличивать или уменьшать на заданную величину. Величина задается в шагах экспозиции и обозначается +- EV. Увеличение экспозиции на один шаг (одну ступень) обозначается как +1EV и означает, что на светочувствительный элемент должно попасть в два раза больше света, чем вычислит автоматика аппарата. Увеличение на две ступени обозначается как +2EV и означает увеличение количества света в 4 раза.
1.6. Режимы замера экспозиции.
1.6.1. Интегральный замер экспозиции.
В этом режиме, при вычислении значения экспозиции учитывается освещенность всего поля кадра.
1.6.2. Центровзвешенный замер экспозиции.
В этом режиме в учитывается освещенность центральной части кадра, а также некоторой окрестности вокруг нее.
1.6.3. Центральный замер экспозиции.
В этом режиме учитывается освещенность только центральной части кадра.
1.7. Режим установки чувствительности
Режим установки чувствительности фотоаппарата позволяет управлять усилением сигнала, поступающего со светочувствительной матрицы. Повышение чувствительности приводит к увеличению цифрового шума, поэтому повышать чувствительность следует только в случае крайней необходимости. Например тогда, когда в условиях недостаточного освещения невозможно воспользоваться вспышкой.
Если чувствительность не установлена явно, аппарат будет выбирать чувствительность автоматически. Для повышения качества снимков чувствительность лучше установить на минимальное значение.
2. Режимы, управляющие балансом белого;
Управление балансом белого может осуществляться выбором одной из следующих, заранее заданных возможностей: автоматический выбор; солнечный свет; облачность; люминесцентный свет; свет ламп накаливания; ручная установка. Для ручной установки производится съемка образца, который аппарат должен считать белым цветом.
3. Режимы, управляющие фокусировкой;
3.1. Фокусировка по полунажатию кнопки спуска.
Стандартный режим, при котором аппарат пытается сфокусировать изображение только в момент половинного нажатия кнопки спуска.
3.2.Следящая фокусировка.
В этом режиме аппарат постоянно пытается сфокусировать объектив на тех объектах, которые в это время находятся в его поле зрения. Полезен при съемке движущихся объектов, но существенно увеличивает расход энергии.
3.3.Ручная фокусировка.
В этом режиме фотограф сам управляет процессом фокусировки. Этот режим присутствует на многих фотоаппаратах, но реально удобен только на зеркальных.
3.4.Макросъемка.
Режим макросъемки позволяет снимать мелкие предметы с небольшого расстояния. Обычно этот режим обозначается символом, изображающим цветок. Позволяет снимать объекты, находящиеся в нескольких сантиметрах от объектива – точное значение минимального расстояния фокусировки у всех аппаратов разное, и указано в описании фотоаппарата. Минимальное расстояние фокусировки обычно указывается для широкоугольного положения объектива. Если попытаться при помощи зума приблизить объект съемки, сразу же возрастет и минимальное расстояние фокусировки. Режим макросъемки присутствует во всех цифровых аппаратах, за исключением зеркальных, где макросъемка – функция сменного объектива, а не камеры. В некоторых аппаратах может не быть кнопок, включающих этот режим – в них этот режим включается автоматически.
Некоторые аппараты в режиме макросъемки могут прекрасно снимать и объекты, находящиеся на обычном расстоянии, только в этом случае аппарат будет значительно медленнее фокусироваться.
3.5.Выбор точек фокусировки.
Фотоаппарат позволяет выбрать область кадра, в которой он будет стараться получить резкое изображение в процессе фокусировки. Если область фокусировки не задана явно, аппарат будет выбирать область фокусировки автоматически.
4. Режимы, управляющие работой вспышки.
4.1.Автоматический.
Вспышка срабатывает автоматически, если освещенность недостаточна.
4.2. Подавление эффекта «красных глаз».
Эффект "красных глаз" вызывается отражением света от сетчатки глаза при расширенных зрачках. Для подавления этого эффекта цифровые аппараты могут включать дополнительную подсветку, заставляющую зрачки сузится, непосредственно перед съемкой со вспышкой. Эта подсветка может обеспечиваться либо небольшим предварительным импульсом вспышки, либо включением специального светодиодного прожектора.
4.3.Заполняющая вспышка.
Вспышка срабатывает при любой экспозиции, независимо от окружающего света. Используется для смягчения резких теней, вызванных сильным прямым солнечным светом.
4.4. Синхронизация при длительных выдержках.
Мощность вспышки и окружающего освещения сбалансированы, используется подавление эффекта "красных глаз". Используется для "вытягивания" деталей слабо освещенного фона. Поскольку используется длительная выдержка, необходимо обеспечить неподвижность объектов съемки. Аппарат необходимо устанавливать на штатив.
4.5.Блокировка вспышки.
Вспышка отключена. Может использоваться в тех случаях, когда использование вспышки нежелательно – в музеях, на важных мероприятиях, или при ночной съемке с большими выдержками.
5.Сюжетные программы
В разных фотоаппаратах набор сюжетных программ может быть разным, а может и вообще отсутствовать, как например, в профессиональных зеркальных цифровых фотоаппаратах. Сюжетная программа подразумевает набор различных настроек фотоаппарата, оптимальный для данного вида съемки. Такой же набор настроек можно установить вручную и получить такой же результат, как и от применения той или иной сюжетной программы. Вот наиболее часто встречающиеся сюжетные программы:
5.1. Пейзаж
Настройки подбираются так, чтобы получить максимальную глубину резкости.
5.2.Портрет
Устанавливает минимальное значение диафрагмы для получения наименьшей возможной глубины резкости. Рекомендуется использование максимального приближения объектива.
5.3.Спорт
Настройки подбираются так, чтобы получить максимально короткое время выдержки.
6. Режимы, управляющие спуском затвора;
6.1.Серийная съемка
Серийная съемка позволяет получать серию снимков с минимально возможным интервалом между ними. Длительность серии ограничена размером оперативной памяти аппарата. При нажатии и удерживании кнопки спуска аппарат последовательно снимет кадры до момента отпускания кнопки или до заполнения оперативной памяти.
6.2.Задержка автоспуска
Выполняет съемку кадра через заданное время после нажатия кнопки спуска. Полезно в двух ситуациях: либо когда фотограф тоже хочет оказаться в кадре, либо при съемке на больших выдержках со штатива (позволяет погасить вибрацию камеры до момента открытия затвора).
6.3.Съемка с использованием дистанционного управления
Некоторые аппараты комплектуются пультом дистанционного управления, который позволяет управлять аппаратом, не прикасаясь к нему. Может служить удобной альтернативой задержке автоспуска.
6.4. Брэкетинг экспозиции и баланса белого.
Многие аппараты позволяют снять серию последовательных кадров с разными значениями экспозиции или баланса белого с тем, чтобы потом выбрать лучший из них.
7. Режимы, управляющие форматом файла;
7.1.Разрешение снимка
Как правило, аппараты позволяют снимать кадры не только с максимальным разрешением, но и несколькими вариантами более низкого разрешения. Может быть полезно для экономии места на карте сменной памяти, однако лучше этой возможностью пользоваться только в самом крайнем случае – уменьшить-то разрешение всегда можно, а вот увеличить нельзя.
7.2.Степень сжатия
Как правило, цифровые аппараты позволяют установить три различных степени сжатия JPEG-файла с изображением. Они имеют разные названия, или вообще обозначаются символами. Смысл у них одинаковый: режим плохого качества, но минимального размера файла; режим среднего качества и среднего размера файла; режим максимального качества и максимального размера файла. Очевидно, что если это возможно, снимать нужно с максимальным качеством.
8. Другие режимы фотоаппарата
8.1.Режим воспроизведения снимков
Наличие режима воспроизведения снимков и возможности, характерные для этого режима являются принципиальным отличием цифровой фотографии от пленочной.
В режиме воспроизведения снимков можно просматривать, удалять и редактировать сделанные ранее снимки. Просмотр снимков возможен в различных масштабах – от минимального, когда на экране умещается 9 снимков одновременно, до максимального, когда один пиксель на снимке отображается более чем одним пикселем на экране. Странно, но производителям следовало бы ограничить максимальное увеличение снимка отображением одного пикселя на снимке одним пикселем на экране, т.е. увеличением 100%, однако многие аппараты допускают и большее увеличение, что создает определенные неудобства. Бывает и так, что максимальное увеличение явно меньше 100%, но каково именно это увеличение производитель никак не обозначает. Кроме того, в режиме воспроизведения можно просматривать не только сами снимки, но и их съемочные параметры.
Помимо того, что снимки можно увеличивать, можно удалять заведомо ненужные снимки, освобождая место на карте сменной памяти. Вместе с тем, снимки на карте памяти можно защитить от случайного удаления.
Кроме того, многие аппараты позволяют поворачивать снимки, выполнять обрезку краев (кроп), записывать звуковые комментарии к снимкам, отправлять их на печать на принтере, напрямую подключенном к фотоаппарату.
8.2. Режим съемки видео
Режим съемки видео позволяет снимать видеоклипы с заданным разрешением и частотой кадров, со звуком или без него. Видеоклипы записываются на карту сменной памяти. Съемка видео с некоторыми параметрами разрешения и частоты кадров требует записи в память с определенной гарантированной скоростью. Если заданные параметры таковы, что эта скорость не превышает максимально возможную скорость записи на карту памяти, то видеоролик может записываться напрямую на карту памяти. В этом случае его максимальная длительность ограничена только свободным местом на карте памяти. Если же заданные параметры требуют записи в память со скоростью, превышающей максимальное значение для карты памяти, съемка производится в оперативную память фотоаппарата. В этом случае длительность видеоролика ограничена объемом оперативной памяти.
Типичные значения разрешения видеозаписи составляют от 320х240 до 640х480 пикселей, значения частоты кадров могут составлять 15 или 30 кадров в секунду.
Возможность использования зума в процессе видеосъемки как правило заблокирована в положении начала клипа, фокусировка также соответствует моменту начала видеозаписи.
8.3.Режим установки параметров
Режим установки параметров позволяет задавать довольно много всевозможных значений. Например, текущая дата и время, разрешение фотоснимка, степень сжатии JPEG-файла и многие другие параметры. Набор задаваемых параметров у разных аппаратов разный, и для ознакомления с полным списком лучше воспользоваться техническим описанием аппарата.
Правда, полезно запомнить одну функцию доступную в этом режиме – полный сброс всех устанавливаемых параметров в заводское состояние. Эта функция позволяет вернуть аппарат в исходное состояние, если вдруг вы сами запутаетесь в тех параметрах, которые вы установили.
|