Меню:
|
Форматы файлов цифровых снимков
В современных цифровых аппаратах используется три основных способа кодирования фотоизображений. Самый распространенный формат – JPEG. В этом формате могут снимать все без исключения цифровые аппараты. При кодировании изображения в этот формат, используется сжатие с потерей информации. Вы скажете – чего же тут хорошего, не успев сохранить снимок, сразу его портить!? Дело в том, что снимок, сохраненный без сжатия, займет на карте памяти очень много места (кстати, для разминки, попробуйте посчитать, сколько именно). Сжатие в JPEG-формат искажает изображение, но эти искажения практически незаметны человеческому глазу. Зато размер файла, даже при минимальной степени сжатия, сокращается в 5 раз. Степень сжатия можно регулировать установками фотоаппарата. Искажения, возникающие при сжатии в JPEG-формат, выглядят следующим образом. Если, например, на снимке имеется четкий силуэт горы на фоне голубого неба, на небе, вблизи контура горы возникает едва заметная рябь. Заметить эти искажения можно только если напечатать фотографию размером не меньше, чем 30х40 см, да и то, только если специально искать. Другая беда этого формата состоит в том, что при кодировании изображения, каждый цвет кодируется 8-ю битами информации (всего 24 бита на пиксель), т.е. каждый цвет может принимать не более чем 256 различных значений. В общем-то, человеческий глаз и не может различать больше. И для печати и просмотра этих цветов более чем достаточно. А вот если возникает необходимость подвергнуть этот снимок дальнейшей обработке, сразу оказывается, что цветов очень сильно не хватает, и любая попытка отрегулировать на снимке яркость, контрастность или насыщенность безнадежно портит изображение.
Другой формат, используемый в цифровых фотоаппаратах – TIFF-формат. Этот формат не предусматривает сжатия изображения. Однако в цифровых фотоаппаратах это самый бесполезный формат. При кодировании в этот формат фотоаппарат вычисляет путем интерполяции цветовую информация, но затем ограничивает разрядность кодирования цвета, также как и в JPEG-формате 8-ю битами. Получившийся огромный объем информации, без всякого сжатия записывается на карту памяти. С точки зрения возможностей дальнейшего использования такое изображение ничем не отличается от изображения, сохраненного в JPEG-формате с минимальной степенью сжатия, поскольку, также как и JPEG не допускает последующей обработки. Однако не следует путать этот формат, с форматом TIFF, используемым при обработке фото на компьютере. На компьютере используется TIFF-формат с 16-битным представлением цвета, имеющий еще больший объем. TIFF-формат с 16-битным представлением цвета в цифровых фотоаппаратах не используется.
Третий формат, используемый в цифровых фотоаппаратах – формат с общим название RAW. Смысл этого формата в том, что в файл записываются данные, считанные процессором с матрицы без какой-либо обработки. Т.е. это просто «отпечаток» состояния матрицы. При сохранении снимков в этом формате может использоваться сжатие без потерь информации, что позволяет при сохранении качества получить приемлемый размер файла. Для примера, 11 мегапиксельный фотоаппарат Canon сохраняет снимки в формате JPEG с минимальным сжатием объемом 3-4 мегабайта, и в формате RAW -объемом 9-11 мегабайт.
Этот формат появился недавно и имеет ряд недостатков. Во-первых, отсутствует единый стандарт для этого формата. В результате, для конвертирования его в какой-либо стандартный формат необходима программа-конвертор от фирмы-производителя фотоаппарата. Во-вторых, этот формат не позволяет не только его прямой обработки, но и просмотра. Для того чтобы хоть как-то можно было узнать, что находится в таком файле, без его конвертирования, производители придумывают всевозможные способы. Например, RAW-формат фирмы Fuji, помимо собственно информации считанной с матрицы, содержит уменьшенную в несколько раз копию того же изображения, но сохраненную в JPEG-формате. Фотоаппараты фирмы Canon могут сохранять изображение одновременно в двух форматах JPEG и RAW. Ну и наконец, возможность сохранения изображения в этом формате присутствует далеко не во всех фотоаппаратах.
Однако достоинства этого формата компенсируют все его недостатки. При съемке можно не придавать особого значения правильной установке баланса белого или точности экспозиции. При конвертации всегда можно установить любой баланс белого или скорректировать экспозицию на одну-две ступени. Кроме того, на компьютере становится доступным 12-битное представление цвета, позволяющее менять яркость, контрастность и насыщенность изображения.
Помимо фотографий, фотоаппараты могут снимать и видео, которое тоже сохраняют на картах памяти в различных форматах. В основном встречаются три формата – AVI, MPEG, MOV.
|
Дополнительно:
|