Коллекторные электродвигатели
Чаще всего обычные
коллекторные электродвигатели применяются в приводе объектива и обеспечивают
выдвижение объектива в рабочее положение и управление зумом.
Поскольку для перемещения элементов конструкции объектива необходимо
значительное усилие, практически всегда вращение коллекторного двигателя
передается на на эти
элементы через редуктор.
Для того,
чтобы процессор аппарата мог получить информацию о том, работает ли двигатель,
и если работает, то какую работу он уже успел выполнить, на валу двигателя
устанавливают диск с отверстиями, вращающийся в прорези оптоэлектронного
датчика. Например, при выдвижении объектива процессор включает питание мотора,
и начинает подсчитывать количество импульсов от этого датчика. Получив заданное
число импульсов процессор выключит питание двигателя и
будет считать, что элементы объектива заняли рабочее положение.
Электродвигатель вместе с
редуктором и датчиком вращения представляет собой конструкцию достаточно
большого размера (по масштабам цифрового фотоаппарата). Обычно, эта конструкция
крепиться на винтах сбоку, в задней части объектива, или представляет собой
единое целое с объективом.
Неисправности такого
электродвигателя чаще всего возникают также от попадания воды. Коррозия может
привести к заклиниванию ротора, а также, к нарушению контакта коллектора со
щетками. Поскольку коллекторный электродвигатель имеет всего два вывода и для
работы требует обычного постоянного напряжения, его достаточно легко проверить.
Для проверки коллекторного
электродвигателя нужно отсоединить его от других электрических цепей аппарата и
подать на него напряжение около 2,5 вольт. Исправный электродвигатель должен
начать вращаться. Если затормозить его рукой, можно оценить создаваемое
двигателем усилие в разных положения ротора. Если в
каком-то положении усилия нет, это значит, что коллектор двигателя имеет плохой
контакт со щетками. Такой двигатель может работать, но не всегда запускаться.
Кроме того, для проверки
двигателя необязательно снимать его с корпуса объектива. Можно протестировать и
всю конструкцию в целом. Подавая напряжение на контакты электродвигателя, выдвинуть
объектив в рабочее положение, а затем задвинуть обратно. Объектив должен
двигаться плавно, без рывков и каких-либо посторонних звуков. Такая проверка
абсолютно необходима в конце сборки объектива, чтобы выявить возможные ошибки
сборки, не собирая аппарат полностью.
Неисправный коллекторный
электродвигатель конечно лучше заменить. Только так можно гарантировать его
надежную работу в дальнейшем. Но такая возможность есть далеко не всегда. Хотя
коллекторные двигатели стандартизованы по размерам, незначительные отличия
между ними встречаются очень часто. Поэтому подобрать точный аналог двигателя
обычно бывает довольно трудно.
Если заменить двигатель не
представляется возможным, можно попытаться его восстановить. Если двигатель
поврежден коррозией (а это наиболее распространенная неисправность двигателей)
для начала, его следует промыть в специальной
жидкостью. Для этого можно использовать керосин, или например, жидкость для
промывки карбюраторов. Двигатель следует опустить в жидкость целиком и оставить
на некоторое время для размягчения ржавчины.
После этого двигатель можно
попытаться провернуть рукой или каким-либо инструментом. Когда вал двигателя
можно будет проворачивать пальцами без значительных усилий, на двигатель можно
подать напряжение питания. Помогая ему пальцами нужно добиться, чтобы двигатель
начал вращаться самостоятельно. После этого его можно обработать специальным
средством, например "Kontakt 60". Это средство можно купить в магазинах,
торгующих радиокомпонентами и инструментами для радиоэлектроники. В своем
составе оно содержит большую долю летучих растворителей, а также силиконовую
смазку.
Этот состав специально
предназначен для промывки и смазки электромеханических узлов. Через некоторое
время после применения растворители испаряются, а смазка остается.
Далее, необходимо некоторое
время дать поработать мотору. Примерно 10-15 минут. После этого проверить
равномерность усилия вращения двигателя в разных положениях ротора. Т.е.
проверить надежность контакта коллектора двигателя со щетками. Если в каких-то
положениях ротора усилие пропадает, нужно еще обработать мотор этим средством,
и дать еще несколько минут поработать. Потом опять проверить контакт коллектора
со щетками. И так до тех пор, пока контакт не восстановится.
Если таким способом
полностью восстановить работоспособность двигателя не получается, можно
попробовать его разобрать, сняв заднюю крышку. Для этого необходимо отогнуть
загнутые внутрь края металлического корпуса, фиксирующие заднюю крышку. Сняв
крышку можно хорошо зачистить коллектор. При установке крышки на место, нужно
действовать очень аккуратно, чтобы не повредить щетки. Восстановленный таким
способом двигатель скорее всего сможет работать,
однако будет шуметь больше, чем исправный. Да и длительная его работа не
гарантирована. Поэтому если двигатель не удается заставить нормально работать
после промывки и смазки, лучше поискать пути его замены.
Отпаивая и припаивая провода
к контактам двигателя, следует учитывать, что задняя крышка двигателя сделана
из легкоплавкого пластика, и следовательно, контакты
двигателя опасно перегревать.
Автор текста - Молчанов Н.Н.