Линейные электродвигатели
Следующая и последняя
разновидность электродвигателей, применяемых в цифровых фотоаппаратах -
линейные электромагнитные двигатели. Принцип действия и конструкция таких
двигателей достаточно просты. Обмотка двигателя перемещается параллельно
поверхности неподвижного постоянного магнита в ту или иную сторону в
зависимости от направления тока, протекающего через обмотку. Зазор между
магнитом и обмоткой остается постоянным, что обеспечивается перемещением
обмотки по специальным направляющим, параллельным поверхности постоянного
магнита. Постоянных магнитов может быть два, и расположены они в этом случае по
обоим сторонам подвижной обмотки.
Кроме этого, подвижная часть
линейного двигателя имеет электромагнитный датчик, обеспечивающий обратную связь и
позволяющий отслеживать перемещение подвижной системы. Подвижная система
линейного двигателя соединяется с платой управления при помощи очень тонкого
гибкого шлейфа.
Казалось бы, почему
подвижным является катушка, а не постоянный магнит ?
Ведь это приводит к необходимости гибкого соединения подвижной системы с
неподвижной платой управления. Это сделано для уменьшения массы подвижной
системы. Сделать легкую обмотку достаточно легко - в фотоаппаратах обмотку
линейного двигателя выполняют в виде спиральной дорожки на печатной плате.
Изготовить постоянный магнит такой же массы невозможно.
Главное достоинство линейных
двигателей - высокая скорость перемещения и быстрая реакция. И еще довольно
высокая надежность. Все остальное: сложность конструкции, сложность управления,
небольшое усилие - недостатки. Соответственно линейные двигатели находят
применение в цифровых фотоаппаратах, как правило, только в одном качестве - как
привод подвижной системы оптического стабилизатора.
С точки зрения ремонта,
линейные двигатели очень редко выходят из строя сами по себе. Даже попадание
влаги не всегда приводит к неисправности такого двигателя. А вот неаккуратное
обращение при ремонте других узлов аппарата может запросто повредить линейный
двигатель. Во-первых, шлейф, соединяющий подвижную обмотку с платой управления
чрезвычайно тонкий и повредить его можно очень легко. Во-вторых, любой
потерянный внутри аппарата винт, или любой другой фрагмент магнитного материала
будет с высокой вероятностью примагничен к постоянному
магниту линейного двигателя и заблокирует его работу. В-третьих, в некоторых
линейных двигателях в качестве направляющих используется плоская поверхность
прижатая пружиной к металлическому шарику. При неосторожном механическом
воздействии на подвижную систему шарик выпадает и
работоспособность двигателя нарушается.
При ремонте цифрового
аппарата чаще всего необходимо лишь проверить плавность перемещения подвижной
системы и целостность соединительного шлейфа. Для восстановления плавности
перемещения подвижной части двигателя обычно достаточно очистить его от
загрязнений и удалить попавшие в него предметы. При обрыве шлейфа восстановить
работоспособность двигателя невозможно. В этом случае необходима полная замена
узла. Хотя существует и более простой, варварский способ. Остатки шлейфа
подвижной системы можно просто обрезать, а подвижную систему зафиксировать в
среднем положении при помощи капель клея. Линейный двигатель, а следовательно и стабилизатор изображения работать не
будут, но фотоаппарат, вполне вероятно, этого и не заметит.
|