Ультразвуковые двигатели
Еще одна разновидность электродвигателей,
применяемых в цифровых фотоаппаратах - ультразвуковые двигатели. Разные
производители обозначают двигатели этого типа различными
абревиатурами. Например Canon обозначает
эту технологию как USM (UltraSonic Motor), Nikon - SSM (SuperSonic Motor), Panasonic -XSM (Extra Silent Motor) и т.д. В основном,
технология ультразвуковых двигателей используется в объективах зеркальных
фотоаппаратов, в компактных цифровых фотоаппаратах эту технологию применяют
далеко не все производители.
Например, фирма Canon, разработавшая малогабаритные ультразвуковые
двигатели Micro USM и Micro USM II иногда использует такие
двигатели в качестве привода объектива и зума. Фирма Sony на основе линейных ультразвуковых двигателей
разработала систему оптической стабилизации изображения со смещением
светочувствительной матрицы.
Принцип работы
ультразвукового двигателя состоит в преобразовании бегущей волны на поверхности
неподвижного пьезоэлектрического элемента в перемещение ротора, прижатого к
этой поверхности. Основные отличительные особенности этого типа двигателей
состоят в очень большом КПД (90% и более), большом создаваемом усилии (крутящим
моменте), высоком усилии самоторможения, бесшумности работы, высокой точности.
Вместе с тем, недостатком этого типа двигателей является высокая
чувствительность к загрязнениям.
Более подробно принцип
работы ультразвукового двигателя описан здесь: http://www.shtapov.ru/fotomekhanika/9/86/
Конструктивно,
ультразвуковой двигатель представляет собой ведущий пьезоэлемент,
к которому с определенной силой прижимается ведомая металлическая поверхность.
Для нормальной работы такого двигателя необходимо, чтобы металлическая
поверхность прилегала к поверхности пьезоэлемента
максимально плотно. Если, к примеру, в результате коррозии на металлической
поверхности образуются выступы или впадины, работоспособность системы в целом
нарушится. Кроме того, сила трения между поверхностями и сила прижима одной
поверхности к другой, должны находиться в строго определенных границах. Если
между поверхностями попадет вода или смазка, двигатель тоже перестанет
работать. Сила прижима одной поверхности к другой регулируется специальной
пружиной при сборке двигателя. Если разобрать такой двигатель, при сборке силу
прижима потребуется регулировать заново. На сегодняшний день не известно
проверенных методик ремонта таких двигателей. Поэтому если такой двигатель по
каким-то причинам перестал работать, поэкспериментировать с ним конечно можно,
но рассчитывать на вероятный успех этих экспериментов не приходится.
Автор текста - Молчанов Н.Н.